ДОСТОЕВСКИЙ. ВЗГЛЯД СО СЦЕНЫ.

                На днях в Высшей школе сценических искусств состоялся открытый показ экзаменационной работы «По касательной к Достоевскому. Именины» студентами курса К.М.Гинкаса и О.М.Тополянского.

Нарушим традицию, и предоставим слово для рассказа об этом запоминающемся вечере одному из тех, кто выходил на сцену – студенту 2-го курса Александру Плотникову, чтобы передать взгляд изнутри на процесс становления актеров и режиссеров.

«Как человеку частному, мне всегда казалось, что высказываться об общих вещах, да ещё и с той долей доказательности, которую подразумевает хоть эта статья, - дело совершенно неприличное. Что могу я, двадцатилетний студент, не то, что вставший на первую ступень пресловутой профессиональной лестницы, но только увидевший её очертания, сказать о нашей работе? Об опыте «Именин»? О Достоевском? О театре?

            Тем не менее, начав с описания своей несостоятельности, я тем самым обманул себя, и первый шаг уже сделан. Дальше должно быть легче.

            Кама Миронович Гинкас – чудовищный педагог. Я не боюсь наказания, я не считаю сказанное – преступлением, и попробую аргументировать. Студенты-актеры не умеют разговаривать, они мало-мальски научились существовать в бессловесном режиме на коротких дистанциях. Ни дыхания, ни мастерства не хватает. Студенты-режиссеры с трудом застраивают басни Крылова и чувствует себя не слишком уверено. Ни мастерства, ни дыхания не хватает. Что говорить о полноценной сцене из романа? Делать «Идиота» - предприятие, разумеется, амбициозное, но совершенно идиотское. Как вам кажется? Но я скажу и другое.

            Кама Миронович Гинкас – гениальный педагог. Мы берем материал на вырост и чувствуем, как вытягиваются наши позвонки; мы надеваем мешковатый костюм, и чувствуем, как выравнивается осанка и растут наши плечи вширь. Мы не знаем другого счета, кроме Гамбургского. Это жестоко, потому что такая работа сопряжена с постоянным унижением, с постоянным чувством собственной неполноценности, той дистанции, отделяющей тебя от ремесла. Некогда вдохнуть, некогда похвалить себя, погладить по голове артистов, сказать: «Ну, мы хорошо поработали». Потому что мы всегда недоделывали, так как надо было идти дальше. Мы всегда были позади. В итоге что-то сплавилось, спрессовалось. Насколько удачно, не мне судить.

            Но была проделана уникальная работа и извлечен уникальный опыт. Мы создали произведение, которое сложно назвать спектаклем. Это не спектакль, потому что в спектакле есть сюжет, интрига, и мы следим за рядом персонажей, которые претерпевают изменения. У нас нет сюжета. Есть сценка в четырех страницах, на протяжении которых Настасья Филипповна провоцирует партнеров и зрителей. И решает, что «уж лучше на улицу». Прощальный самоубийственный концерт. Музыка играет так весело, что самое время умирать. У нас нет персонажей – пятнадцать студентов-актеров жонглируют ролями: тот, кто играл генерала Епанчина, о котором вы, читав роман в школьные годы, даже не вспомните, играет в последствии князя Мышкина. Четыре разных Настасьи Филипповны имеют каждая свое представление о том, как именно следует пускать кишки наружу. Это не спектакль, это подвижная театральная среда, провокационная, агрессивная по отношению ко зрителю. В каком еще студенческом спектакле обнаженная девушка, прикрытая дощечкой с надписью «100 р.» будет ходить перед отпрянувшими зрителями и предлагать себя? В каком ещё спектакле на протяжении часа мы можем лицезреть четыре антракта и постоянные смены игровых структур? Мы создали сложнейший театральный текст, граничащий с перфомансом, спектаклем, открытым урок, демонстрацией процесса работы над… это, признаться, интересно репетировать и играть, но очень сложно смотреть. Надо знать Достоевского назубок и не раз увидеть наши постановочные потуги, чтобы попасть в нужный ритм и успеть хоть что-то рассмотреть. Даже высококвалифицированный зритель оставался по большей части ни с чем, уходил пустым, потому что не успевал расслышать многоголосья. А это никак нельзя назвать победой.

            Но это и не поражение, так как меня попросили об этом написать. Во всяком случае, очень многому и студенты-актёры и студенты-режиссеры научились на этой работе.

Я не знаю, где ещё есть возможность таким образом учиться. Я даже не знаю, есть ли в этом позитивный смысл, не лучше ли, будучи на втором курсе сочинять этюды по картинам и предметные композиции, как это делается, скажем, в ГИТИСе. Но мне хочется верить, что так мы растем живыми людьми, не коснеющими в привычках полуфабрикатной театральности. Дай Бог, чтобы так оно и было.

                                                                                                                                                                                                                                Александр Плотников, студент 2 курса»

Другие новости

  • ТРАГЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

    ТРАГЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

    Арлекино – второе официальное имя актрисы Клавдии Контин, первой женщины, которой было доверено выходить на сцену в мужской маске Арлекина, самого загадочного и самого сложного в исполнении персонажа комедии дель арте. 

  • ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕРВОГО КУРCА К.А. РАЙКИНА

    ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕРВОГО КУРCА К.А. РАЙКИНА

    Первыми результатами подготовки студентов по основному предмету – «Актерское мастерство» - стала серия контрольных уроков по темам «Предметы», «Куклы», «Животные», «Спорт и цирк», в рамках которых первокурсники мастерской К.А.Райкина продемонстрируют педагогам курса полученные в ходе обучения навыки и умения, свою творческую фантазию, превращаясь в тот или иной образ, предмет. 

  • Cеминар «Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов».

    Cеминар «Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов».

    «Высшая школа сценических искусств» с 16 по 19 декабря 2017 года проводит научно-практический семинар «Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов».   

  • Спектакль «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» в Учебном театре

    Спектакль «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» в Учебном театре

    14 ноября в 19:00 на сцене Учебного театра состоится показ моноспектакля «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» с участием знаменитой итальянской актрисы...

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ: ШАГ ЗА ШАГОМ

    СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ: ШАГ ЗА ШАГОМ

    Проанализировав тенденции развития современного российского образования, чаяния наших студентов, руководством вузом поставлена задача создания и активного включения в жизнь Школы Студенческого совета, который мог бы координировать многие важные вопросы в жизни студенчества.
  • «СРЕДИ НАС»: ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА

    «СРЕДИ НАС»: ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА

    3 ноября в Учебном театре было очень многолюдно – первая премьера сезона! Спектакль в жанре документального театра, «Среди нас», поставлен педагогом-режиссером Андреем Кузичевым.
  • ГОД БЕЗ ГЕННАДИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ДАДАМЯНА....

    ГОД БЕЗ ГЕННАДИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ДАДАМЯНА....

    3 ноября 2016г не стало Геннадия Григорьевича Дадамяна... 

  • «Ах, как тебе родиться пофартило почти одновременно со страной!»

    «Ах, как тебе родиться пофартило почти одновременно со страной!»

    Традиционными стали в Театральной школе Константина Райкина творческие встречи с мастерами искусств и выдающимися деятелями культуры.

    Еще одна такая встреча прошла 27 октября в рамках программы профессиональной переподготовки по менеджменту сценических искусств. Гостем слушателей и студентов на этот раз стал Николай Лукьянович Дупак – легендарная личность, актер, режиссер, менеджер театрального искусства.


  • «Бояться банальности!»

    «Бояться банальности!»

    Это в театре самое трудное – играть всерьез и безыскусно то, что в итоге должно выглядеть смешно и наивно.

    Кама Гинкас


  • ВСТРЕЧА С ДЕРЕКОМ ГОЛДМАНОМ

    ВСТРЕЧА С ДЕРЕКОМ ГОЛДМАНОМ

    24 октября Высшую школу сценических искусств посетит Дерек Голдман, американский драматург, режиссер, педагог и исследователь, чьи работы поставлены во многих ведущих театрах мира.

  • О ГРИППЕ И НЕ ТОЛЬКО

    О ГРИППЕ И НЕ ТОЛЬКО

    Не секрет, что каждую осень мы подвергаемся определенной опасности в виде респираторных заболеваний и гриппа. Холодная, дождливая погода усиливает этот риск.


  • ВСЁ О ДЕКОРАЦИЯХ И РЕКВИЗИТЕ

    ВСЁ О ДЕКОРАЦИЯХ И РЕКВИЗИТЕ

    26 сентября 2017 года по инициативе руководства факультета театральной техники и технологий (декан – Андрей Николаевич Проничев) и кафедры сценической техники и технологий (заведующий – Игорь Владимирович Суворов) было организовано и проведено выездное занятие со студентами Высшей школы сценических искусств по теме «Организация театрального производства». Занятие состоялось на базе Художественно-производственного комбината Государственного академического Большого Театра России.

  • «БЕСПРИДАННИЦА», ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

    «БЕСПРИДАННИЦА», ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

    Сезон 2016/2017 в учебном театре Высшей школы сценических искусств запомнился большим количеством интересных и высокопрофессиональных спектаклей в исполнении наших выпускников (мастерские К.А.Райкина и С.В.Шенталинского), в частности, «Бесприданница», «Ошалелые» (режиссер Е.И.Бутенко-Райкина), «Ящерица» (режиссер О.М.Тополянский), «Кармен. Начало» (режиссер Р.Р.Мамин), «Внимание – люди!» (режиссер С.В.Шенталинский), «Восемь любящих женщин» (режиссер Н.В.Фекленко) и других.

  • СРЕДИ НАС

    СРЕДИ НАС

    В Учебном театре Высшей школы сценических искусств готовится к постановке новый спектакль в жанре документального театра.
  • НАЗНАЧЕНЫ ИМЕННЫЕ СТИПЕНДИИ

    НАЗНАЧЕНЫ ИМЕННЫЕ СТИПЕНДИИ

    По инициативе ректора Высшей школы сценических искусств Анатолия Евсеевича Полянкина, в новом учебном году учреждено две именные стипендии памяти научного руководителя факультета менеджмента Геннадия Григорьевича Дадамяна, ушедшего из жизни в прошлом году.

  • ВСТРЕЧА С К.И.КРОКОМ

    ВСТРЕЧА С К.И.КРОКОМ

    По инициативе доцентов факультета менеджмента Марины Сергеевны Андрейкиной и Карины Вячеславовны Кондрашовой начат цикл встреч студентов-менеджеров 4 курса с ведущими театральными директорами и продюсерами, с целью изучения их бесценного руководящего опыта.


  • ВИЗИТ ЭНДРЮ ПАЛЕРМО

    ВИЗИТ ЭНДРЮ ПАЛЕРМО

    Все чаще приезжают в Высшую школу сценических искусств  видные зарубежные деятели театра для ознакомления с нашим уникальным учебным заведением и передачи своего  опыта  студентам и педагогам.
  • С НОВЫМ СЕЗОНОМ!

    С НОВЫМ СЕЗОНОМ!

    11 сентября открыл свои двери для зрителей Учебный театр Высшей школы сценических искусств. 
  • «Высшая школа сценических искусств» проводит III Международную научно-практическую конференцию «СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» с 12 по 16 декабря 2017 года

    Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Высшая школа сценических искусств» проводит III Международную научно-практическую конференцию «СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» с 12 по 16 декабря 2017 года.
  • В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ПЕРВОКУРСНИКИ!

    В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ПЕРВОКУРСНИКИ!

    По доброй традиции, сложившейся на протяжении пяти лет,  31 августа в Учебном театре Высшей школе сценических искусств собралась наша «большая семья»