Любая педагогика – театральная! или Школа удивления

Завершился Всероссийский научно-практический семинар «Актуальные проблемы современной театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов», собравший под крышей Высшей школы сценических искусств несколько десятков участников из 18 субъектов Российской Федерации – Москвы, Санкт-Петербурга, Саратовской, Тульской, Вологодской, Орловской, Курской, Московской, Рязанской, Магаданской, Ленинградской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей, из Республик Карелия, Татарстан, Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкария, а также из Эстонии.

Четыре напряженных дня, в которые уместились интерактивные лекции, мастер-классы, воркшопы ведущих театральных педагогов и мастеров театра, дискуссии и круглые столы, обмен опытом, просмотр экзамена по сценическому танцу, студенческие спектакли Высшей школы сценических искусств «Среди нас» и «РеVолюция», а также поход в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина на спектакль «Все оттенки голубого».

Программа была очень интенсивной и разнообразной и включила в себя богатый теоретический и информационный материал, разнообразные формы работы, встречи с интересными людьми и полемику, обсуждения, дискуссии…

Пленарное заседание открыл художественный руководитель Высшей школы сценических искусств, профессор К.А. Райкин. С докладамивыступилипроректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, доктор искусствоведения Д.В. Трубочкин («О современном театральном процессе») и руководитель Центра дополнительного образования Высшей школы сценических искусств, кандидат философских наук, доцент О.С. Руднева («Театральная педагогика как феномен»). Поскольку в рамках семинара театральная педагогика рассматривалась на всех уровнях и видах образования, то основным спикером пленарного заседания стал Заслуженный учитель Российской Федерации, директор ГБУСОШ с дополнительным образованием города Москвы №686 «Класс-Центр» Сергей Зиновьевич Казарновский, выступление которого «О недополнительном дополнительном образовании» было воспринято слушателями с неподдельным воодушевлением!

Искренний интерес вызвали и интерактивные лекции «Театральная педагогика – взгляд из будущего» (Ураев Андрей Викторович, доцент кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Российской Гильдии режиссёров и педагогов по пластике), «Театральная педагогика и развитие эмоционального интеллекта» (Шенталинский Сергей Витальевич, профессор кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств), «Зарубежная литература в творческих образовательных организациях: лингвистический и межкультурный диалог» (Абрамов Петр Валерьевич, доцент кафедры искусствознания и гуманитарных дисциплин Высшей школы сценических искусств, кандидат филологических наук, член Международной гильдии писателей «Intrnational Guild of Writers»).

Участники прошли ряд тренингов и практикумов, в том числе «Принципы контактной импровизации» (Мишин Константин Владимирович, старший преподаватель кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств, художественный руководитель «Открытой лаборатории исполнительских искусств» в театре «Школа драматического искусства», актер театра и кино, режиссер, театральный педагог), «Специфика работы режиссера-педагога над выпуском спектакля» (Ломкин Яков Сергеевич, преподаватель кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств, главный режиссер Государственного русского драматического театра Удмуртии, художественный руководитель Театрального центра «Станиславский», актёр театра и кино), «Речевая коммуникация и ее технические аспекты» (Сотников Сергей Викторович, старший преподаватель кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств, актёр театра и кино).

Востребованной стала и такая актуальная форма проведения занятий, как воркшоп («рабочая мастерская» – высокая интенсивность группового взаимодействия, актуальный опыт и личное переживание), в том числе, по темам: «Школа удивления» (Райкин Константин Аркадьевич, Народный артист России, профессор, художественный руководитель, заведующий кафедрой актерского мастерства Высшей школы сценических искусств), «Слагаемые профессионального имиджа педагога» (Савостьянов Александр Иванович, Заслуженный деятель искусств России, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО»), «Педагогический потенциал метода «вербатим» как одной из форм обучения студентов» (Тополянский Олег Матвеевич, Заслуженный артист России, доцент кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств), а также «Методика преподавания дисциплины «Танец в драматическом театре». Послесловие к экзамену» (Мамин Ренат Рустамович, доцент кафедры актерского мастерства Высшей школы сценических искусств).

Особым смыслом была наполнена встреча с театральным педагогом, Александрой Петровной Ершовой, кандидатом педагогических наук, доцентом Института театрального искусства им. П.М. Ершова, руководителем театрально-педагогических мастерских, которая провела воркшоп «Педагогика как практическая режиссура» и поделилась с участниками своим многолетним творческим и педагогическим опытом в контексте наследия идей Петра Михайловича Ершова через взвешенное освоение театральных ценностей в их наиболее универсальном виде, а также освоение открытий и предположений, выходящих за рамки специфики театральной деятельности, но по-прежнему с нею связанных и поэтому делающих секреты театрального искусства реально применимыми во многих областях человеческой деятельности.

Интерес вызвал мастер-класс «Практика органичного действия», проведенный на стыке методологической практики, театрального искусства, философии и пространства антропологической проблематики участниками «ТОТ» Театральной лаборатории метода Антониной Ростовской и Людмилой Лосевой.

Завершил программу уникальный мастер-класс «Опыт применения театральных, эстрадных и игровых практик в курсе мим-терапии для детей с особенностями психического развития» Глеба Геннадьевича Иванова и Валерия Алексеевича Капарулина (Мим-дуэт «Валери и Глеб», младших научных сотрудников отделения реабилитации, адаптации, социализации Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения Москвы), которые не только познакомили участников с ресурсами театральной педагогики и конкретными методиками работы с особенными детьми, но и показали замечательный концертный номер.

На круглом столе участники семинара познакомились с педагогическим опытом своих коллег, состоялось заинтересованное неравнодушное обсуждение самого разнообразного круга вопросов актуальной педагогической практики в образовательных организациях сферы культуры и искусства, а также дополнительного художественного образования. Участников круглого стола интересовало и определение ресурсов театральной педагогики в личностном развитии обучающихся. Прозвучали выступления Ольги Владимировны Рябовой, доцента Самарского государственного института культуры на тему «Фестивальное движение как эффективный метод театрального образования (на основе опыта организации Международного молодежного фестиваля спектаклей малых форм «Театромагия»)»; Наталии Михайловны Лебедевой, педагога дополнительного образования, учителя музыки Школы-интерната «Вера» Рязанской области, посвященное театротерапии как средству гармонизации душевного состояния подростков с выраженными нарушениями интеллектуального развития»; Роксаны Геннадьевны Февралёвой, заместителя начальника отдела культурно-досуговой работы НИТУ «МИСиС» «Основы техники мембранно-резонансного звучания голоса», а также Светланы Геннадьевны Жуковой, преподавателя театральных дисциплин ДШИ №3 Энгельсского муниципального образования Саратовской области на тему «Мастерская будущего».

Идеи театральной педагогики актуальны для образования в целом! И речь идет не только о воспитании актёров, или о развлечении, или релаксации. Театральная педагогика рассматривалась как практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.

И разговор этот далеко не окончен! Основным пожеланием участников семинара стало продолжение подобных встреч. Были намечены векторы повышения квалификации для различных категорий педагогических кадров в сфере культуры и искусства.

Ольга Руднева

Наталья Сероштанова 

Другие новости

  • Дебют в центральном доме актера

    Дебют в центральном доме актера

    18 января три студента 3 курса актерского факультета (мастерская Камы Гинкаса и Олега Тополянского) приняли участие в Вечере памяти Валерия Агафонова - "Не говорите мне: "Он умер" - он живет" (С. Надсон), проходившем в Центральном Доме Актера им. А.А. Яблочкиной.
  • Спектакли в январе!

    Спектакли в январе!

    Уважаемые зрители! Приветствую Вас в новом году!

    Надеюсь, что встречи наши будут регулярными


  • Набор на обучение по дополнительной профессиональной программе "Основы мастерства актера драматического театра"

    Набор на обучение по дополнительной профессиональной программе "Основы мастерства актера драматического театра"

    для профессиональных актеров, а также слушателей, обладающих опытом театральной актёрскойпрактики и стремящихся получить дополнительные знания по организации творческого процесса в актёрском искусстве и повышению исполнительского мастерства. 

  • «Театральная режиссура» в форме стажировки в объеме 256 академических часов.

    «Театральная режиссура» в форме стажировки в объеме 256 академических часов.

    Высшая школа сценических искусств приглашает на обучение по программе профессиональной переподготовки «Театральная режиссура» в форме стажировки в объеме 256 академических часов

  • Шпаги звон…

    Шпаги звон…

    В «Театральной школе Константина Райкина» уже в третий раз отгремела, связанная с холодным оружием, но при этом, миролюбивая Международная научно-практическая конференция «Сценическое фехтование в современной театральной школе».

  • Конкурс на вакантное место на 1 курсе для юношей

    Высшая школа сценических искусств Мастерская Константина Райкина объявляет Конкурс на вакантное место на 1 курсе для юношей, имеющих среднее общее образование (полное), среднее профессиональное образование, высшее образование, а  также  для студентов театральных Вузов в порядке перевода для обучения на очном отделении актерского факультета.

  • Цирк: эмоции и впечатления …

    Цирк: эмоции и впечатления …

    В рамках подготовки этюдов по актёрскому мастерству по теме "Спорт и Цирк", студенты первого курса Актерского факультета (мастерская К.А.Райкина) посетили цирк Юрия Никулина.

    Студенты поделились с нами своими впечатлениями об увиденном. 

  • Прогулка по трамвайным рельсам

    Прогулка по трамвайным рельсам

    Столетие революции, которое почти никак не отмечалось официально, оказалось очень важной темой для театров – они не избегают проклятых вопросов и пугающих параллелей с сегодняшним днем, а идут им навстречу. Третьекурсники актерско-режиссерской мастерской Камы Гинкаса и Олега Тополянского посвятили революции один из своих дипломных спектаклей. Студенты определили его жанр как речь-концерт.


  • Выход в свет юбилейного сборника научно-методических материалов

    Выход в свет юбилейного сборника научно-методических материалов

    Вышел в свет сборник научно-методических материалов «Современная театральная педагогика: от теории к практике», посвященного 5-летию Высшей школы сценических искусств. В сборник вошли статьи профессорско-преподавательского состава, касающиеся теоретических и практических вопросов обучения в театральном вузе, профессиональной подготовки будущих актеров, театральных менеджеров, специалистов театральной техники и технологий.


  • «Мне равнодушно нельзя оставаться: надо либо плакать, либо смеяться» (А.Н. Островский).

    «Мне равнодушно нельзя оставаться: надо либо плакать, либо смеяться» (А.Н. Островский).

    30 ноября экзамен по актерскому мастерству подвел итог шестинедельного обучения группы слушателей по программе профессиональной переподготовки «Основы мастерства актера драматического театра». Эта группа была не совсем обычной – «костяк» её составили 17 севастопольцев, коллектив негосударственного сообщества талантливых людей «Тот ещё Театр», к которым присоединились актёры из Рязани, Тюмени, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. 

  • Внимание! Размещен проект программы научно-практического семинара по театральной педагогике

    Внимание! Размещен проект программы научно-практического семинара "Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов". 
  • «Сценическое фехтование в современной театральной школе»

    «Сценическое фехтование в современной театральной школе»

    Внимание! Размещен проект программы III Международной научно-практической конференции «Сценическое фехтование в современной театральной школе»
  • ТРАГЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

    ТРАГЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

    Арлекино – второе официальное имя актрисы Клавдии Контин, первой женщины, которой было доверено выходить на сцену в мужской маске Арлекина, самого загадочного и самого сложного в исполнении персонажа комедии дель арте. 

  • ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕРВОГО КУРCА К.А. РАЙКИНА

    ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕРВОГО КУРCА К.А. РАЙКИНА

    Первыми результатами подготовки студентов по основному предмету – «Актерское мастерство» - стала серия контрольных уроков по темам «Предметы», «Куклы», «Животные», «Спорт и цирк», в рамках которых первокурсники мастерской К.А.Райкина продемонстрируют педагогам курса полученные в ходе обучения навыки и умения, свою творческую фантазию, превращаясь в тот или иной образ, предмет. 

  • Cеминар «Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов».

    Cеминар «Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов».

    «Высшая школа сценических искусств» с 16 по 19 декабря 2017 года проводит научно-практический семинар «Актуальные проблемы театральной педагогики в контексте внедрения профессиональных стандартов».   

  • Спектакль «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» в Учебном театре

    Спектакль «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» в Учебном театре

    14 ноября в 19:00 на сцене Учебного театра состоится показ моноспектакля «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» с участием знаменитой итальянской актрисы...

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ: ШАГ ЗА ШАГОМ

    СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ: ШАГ ЗА ШАГОМ

    Проанализировав тенденции развития современного российского образования, чаяния наших студентов, руководством вузом поставлена задача создания и активного включения в жизнь Школы Студенческого совета, который мог бы координировать многие важные вопросы в жизни студенчества.
  • «СРЕДИ НАС»: ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА

    «СРЕДИ НАС»: ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА

    3 ноября в Учебном театре было очень многолюдно – первая премьера сезона! Спектакль в жанре документального театра, «Среди нас», поставлен педагогом-режиссером Андреем Кузичевым.
  • ГОД БЕЗ ГЕННАДИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ДАДАМЯНА....

    ГОД БЕЗ ГЕННАДИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ДАДАМЯНА....

    3 ноября 2016г не стало Геннадия Григорьевича Дадамяна...